МЕ́ТОДЫ ИССЛЕ́ДОВАНИЯ.
Способы познания явлений действительности и их закономерностей. Применительно к обучению языку М. и. - способы изучения учебного процесса с целью повышения его эффективности. Различают следующие основные М. и. (Ляховицкий, 1981; Шатилов, 1986, Штульман, 1976):
1) теоретический анализ литературы по методике преподавания и смежным наукам,
2) обобщение опыта обучения,
3) научное наблюдение,
4) пробное обучение,
5) опытное обучение,
6) педагогический эксперимент и вспомогательные М. и.:
1) анкетирование,
2) тестирование,
3) хронометрирование,
4) инструментальный анализ результатов исследования,
5) беседы с участниками проведения исследования.
В современной методике широкое распространение получило опытное обучение, позволяющее в результате массовой проверки выдвинутых положений получить результаты, обладающие большой доказательной силой. Для анализа результатов исследования широко используются методы подсчета результатов. В общенаучном плане к М. и. принято относить следующие:
1) методы анализа - качественного (методологического, дидактического, психологического, лингвистического) и количественного (факторного, компонентного и т. д.);
2) методы обобщения (синтез, описание и т. д.);
3) методы проектирования (моделирование, предвидение);
4) методы интерпретации (объяснение, сравнение, аналогия и т. д.);
5) методы сбора фактов (наблюдение, изучение материалов, беседа, интервьюирование, изучение опыта работы и т. д.);
6) методы регистрации (хронометраж, запись на магнитную ленту и т. д.);
7) методы контроля и измерения (шкалирование, срезы);
8) методы обработки (статистико-математические, графические, табличные);
9) методы оценивания (самооценка, экспертные методы и др.);
10) методы проверки (пробное обучение, опытное обучение, педагогический эксперимент).